Саморегулирование в строительстве: быть или не быть?

Дата: 
08 декабря 2015

Общественный совет по развитию саморегулирования раздобыл, придал гласности и уже который день обсуждает протокол совещания у вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака, которое состоялось 23 ноября и было посвящено предстоящим поправкам в Градостроительный кодекс (статьи 55′°и 5516).

Как следует из протокола, в итоге совещания главе Минстроя РФ Михаилу Меню поручено подготовить и до 31 декабря представить в правительство проект федерального закона, предусматривающего «отмену обязанности членов саморегулируемой организации получать свидетельство о допуске к работам по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, за исключением случаев заключения членами СРО договоров подряда на выполнение указанных работ на конкурсной основе, если в соответствии с законодательством РФ проведение конкурсов является обязательным», и «переход к возмещению из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств при наступлении субсидиарной ответственности СРО по обязательствам их членов по договорам подряда… и неустойки в случае заключения таких договоров на конкурсной основе.., а также реального ущерба по таким договорам в иных случаях».

«Правительство решило отменить саморегулирование в строительстве, сохранив его исключительно в сфере, связанной со строительными работами, проводящимися на основании обязательных конкурсных процедур», — сделали вывод в Общественном совете и снабдили своё сообщение сначала одним, а затем другим, дополненным комментарием:

«Саморегулируемым организациям дали слишком мало прав. Градостроительный кодекс РФ дал право и закрепил обязанность саморегулируемых организаций проверять четыре вида документов при вступлении в СРО — Устав организации, свидетельство ОГРН, наличие установленного законодательством профессионального состава, получал ли член партнерства или нет аналогичные допуски в другой СРО. И всё!!!

Тем самым СРО получили исключительно делопроизводительские функции по проверке весьма поверхностных документов, никак не связанных с качеством строительства и непосредственно со строительными объектами. Проверяются эти документы только при вступлении, а затем не реже, чем раз в год. При этом саморегулируемые организации лишены права выхода на стройку, не имеют возможности проверять качество строительства и, соответственно, оказывать влияние на повышение этого качества.

По ошибочной версии государства, как мы видим, предполагалось, что предоставление перечисленных выше документов должно или может привести к какому-то влиянию СРО на ситуацию на строительных площадках.
Дмитрий Козак, Михаил Мень и другие участники совещания подвели черту под шестилетним периодом действия саморегулирования: по их мнению, саморегулирование в строительстве все-таки не состоялось – во всяком случае, такое, которое планировалось.

Что же именно не состоялось? Многие ошибочно думают, что речь о «коммерциализации» или «недобросовестных» СРО, о рекламе в интернете и обещаниях допусков за один день. Конечно же, нет – речь сегодня идет не об этом.

Снижение вреда и повышение качества строительства – вот цель саморегулирования. По итогам прошедших шести лет нет объективных данных, что вред снизился. Смертельные случаи на строительных объектах, тяжелые травмы, травмы средней тяжести – все как было, так и остается. Никакие саморегулируемые организации России не смогли предоставить объективные данные, каким образом их деятельность привела к повышению качества и снижению вреда.

Но ведь и прав таких за СРО закон не закреплял! Разве можно, не обеспечив СРО соответствующими инструментами, ожидать результата в виде повышения качества? Другой вопрос, если бы техническое регулирование закрепили за СРО и дали права вести контроль на стройплощадке – тогда бы и можно, и нужно было спрашивать.

По этой причине саморегулирование в каждой отдельно взятой СРО произошло в незначительной степени. По оценке Рейтингового агентства строительного комплекса (РАКС), только 13% саморегулируемых организаций в своей деятельности выходят за рамки минимальных требований и делают что-то еще. Такие данные специалисты РАСК привели 1 декабря на заседании Экспертного совета при комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству».

Не смеем спорить с доводами профессионалов, — им, конечно, виднее. Но вот с чего в Общественном совете сделали вывод, что саморегулирование в строительстве решили отменить? Почему к поручениям, данным Минстрою, отнеслись как к неожиданной новости, сулящей крах шестилетним трудам саморегуляторов отрасли по формированию данного института? Возможность перевода саморегулирования в строительстве на рельсы добровольности, существенное сокращение количества допусков к строительным работам (вплоть до единого допуска «на генподряд»), а также унификация законодательства о саморегулировании в России уже декларировались и всё тем же главой Минстроя Михаилом Менем, и его заместителем Юрием Рейльяном, и президентом ТПП России Сергеем Катыриным, речь которого на III Международной конференции «Практическое саморегулирование» на днях обсуждалась на сайте того же Общественного совета. А уж о категорическом несогласии членов СРО, не участвующих в господрядах и, соответственно, не желающих отвечать своим компфондом за неисполнение договоров коллегами, работающими по госзаказу, трубили на всех тематических мероприятиях национальных объединений и во всех профильных СМИ! Правда, в вале критики предполагаемых поправок законодательства о СРО на этот счёт не прозвучало ни одного дельного предложения, как же эту ответственность следует разделить… В результате правительство предложило своё решение «наболевших» проблем, и вряд ли от него откажется.

«Поправки в Градостроительный кодекс в том виде, как они изложены в протоколе совещания, нанесут серьезный ущерб всей строительной отрасли. А если в результате кардинальных перемен некрупным СРО придется закрыться, то обеспечивать даже конкурсные работы (как это предполагает правительство) будет элементарно некому», — настаивают уже в сегодняшнем комментарии члены Общественного совета и требуют от нацобъединений включиться в защиту СРО.

Насколько быстро НОСТРОЙ и НОПРИЗ отреагируют на данный призыв и отреагируют ли вообще, — вопрос открытый. Ведь сегодня сообщество празднует Всероссийский день саморегулирования. А портить праздник, понятное дело, никому не хотелось бы.